Артисты Сокол в годы Великой Отечественной Войны

9 мая мы вспоминаем тех, кто ценой своей жизни стоял за Родину и сражался против фашизма – солдат и генералов, детей полка и партизан, медсестер и тружеников тыла. Но немалую заслугу в борьбе с врагом сыграли фронтовые бригады артистов цирка,  которые своими выступлениями «поднимали дух бойцов», помогая усилить веру в победу!

Одними из участников таких бригад были артисты номера «Крафт-жонглеры  «4 Сокол» (силовые жонглеры).  Заслуженный артист РСФСР Анатолий Садоха (псевдоним – Сокол) и его супруга Роза Марковна работали с партнерами Ниной и Александром Капитановыми. Костюмы и реквизит были выполнены в римском стиле. К зрителям выходили две римлянки в белых плащах на красной подкладке, в высоких сапогах с блестящими щитками и купальниках, обшитых блестящими украшениями. В те времена блесток, камней и разных современных украшений для костюмов не было, поэтому артисты проявляли свою изобретательность. Они брали тонкую латунь, никелировали, чтобы блестела, и  выбивали из нее разной формы звездочки, ромбики, кубики. Ими обшивали костюмы для выступлений. На головах артисток красовались головные уборы римлянок. В центре манежа находился прозрачный постамент, подсвеченный изнутри, по бокам – два высоких светильника. Римлянки встречали двух гладиаторов, выходящих из форганга, одновременно жонглирующих шарами. В светильниках зажигался живой огонь, и артисты исполняли разные трюки. В финале номера  римлянки – Роза и Нина – поднимались на помост, ложились на антиподные подушки, а на их ноги клали площадку из толстого стекла. Гладиатор Анатолий вставал на площадку на трюк «мост», упираясь лбом в стекло, брал в руки штангу. Гладиатор Александр ставил на ноги Анатолия прозрачную площадку и, встав на нее, жонглировал двухпудовыми гирями, в то время как другой отжимал штангу.

Незадолго до начала войны, в 1938 году Анатолий и Роза Садоха (Сокол) выпустили номер «Техника памяти» (мнемотехника). Долгие годы беспокойная творческая фантазия витала в облаках постоянно, не давая покоя талантливому человеку, поэтому Анатолий сам написал сценарий, по которому уже в 1953 году был выпущен иллюзионный аттракцион «Чудеса без чудес». Трюки, показываемые в этом аттракционе, основывались на действии токов высокой частоты, применении телемеханики, радиотехники и ультразвука. Позже этот аттракцион стал демонстрировать механического человека – робота  (электронную машину). Подошло время, когда династию продолжил Олег Анатольевич Садоха (псевдоним, как и у отца, - Сокол), по специальности – радиоинженер. В памятном 1966 году он принял аттракцион от отца. Гастроли Олега Сокола успешно проходили как за рубежом, так и на территории Советского Союза. А сегодня династию продолжает Заслуженный артист России Анатолий Сокол и его сын Алексей Сокол - иллюзионист в четвертом поколении цирковой династии. Украсив аттракцион современными трюками и красивыми танцевальными постановками балета, эти волшебники покоряют зрителей, с первой секунды шоу влюбляющихся в магию цирка!

e-mail: magicsokol@mail.ru
Проект Анатолия Сокола © 2017