То, чем вас удивит «Шоу Воды, Огня и Света» в омском цирке, даже если вы очень искушенный зритель и ходите в цирк регулярно

Проект иллюзиониста Анатолия Сокола не только успешно стартовал в Омском государственном цирке и продолжает свое триумфальное шествие при полном аншлаге, будоража омского зрителя мастерством, спецэффектами, водной феерией и огненными забавами. Мы решили посмотреть яркое шоу, чтобы понять, в чем главный фокус продюсера Сокола и почему его программа оставляет след в сердцах даже очень «насмотренной» и искушенной омской публики, знающей толк в зрелищах.

Банально, но точно: эту программу нужно видеть вживую. Никакие словесные обороты не смогут передать завороженность огромным фонтаном, бьющим прямо из циркового манежа и 3D-эффектами, которые способны на несколько минут перенести зрителя в иное измерение. Но всё же основное впечатление формируют артисты. Всё здесь работает на одну идею: цирк способен занимать высшую ступень лестницы современных и модных зрелищных трендов, не изменяя при этом традициям, заложенным многими поколениями гимнастов, жонглеров, иллюзионистов и клоунов. Более того – оттачивая и развивая это мастерство со всем уважением к представителям старшего поколения славной касты цирковых артистов.

Программа смотрится на одном дыхании. Да, она в двух отделениях, но срежиссирована таким образом, что зрители видят не просто набор номеров, а полноценный спектакль с прекрасной хореографией, удивительными костюмами, акробатическими этюдами, а главное, хорошей динамикой. Как ни парадоксально, в программе нет никакой «воды» – кроме той, конечно же, что во втором отделении будет бить из сотен форсунок. Немудрено, что руководителю программы Анатолию Соколу приходится регулярно менять обувь: после каждого выступления пара его туфель мокрая до последнего шва.

Отмечаешь про себя: все артисты программы не просто талантливы, заслужены (каждый – лауреат престижного конкурса или фестиваля, как правило, не одного), но и очень красивы. Бывают же на свете красивые люди – так вот Сокол собрал под форгангом своей программы именно таких. Сказать «как на подбор» язык не поворачивается: каждый из них при этом индивидуален. «Есть продюсеры, которые делают ставку на одну «звезду», подбирая ей тусклое, едва мерцающее окружение, – на его фоне «звездочка», естественно, произведет фурор. У меня абсолютно противоположный подход», – объясняет руководитель программы, рассказывая о «созвездии» своих артистов.

Страшно красиво – это всё о них. Страшно, когда на корд-де-волане раскачивается под самым куполом гимнастка Маргарита Чомахидзе. Когда покоряют «Колесо смелости» акробаты под руководством её отца Бесариона Чомахидзе. Когда сам иллюзионист Сокол протыкает горящей шпагой кувшин, в который до этого нырнула девушка. Когда его сын, Алексей Сокол, скрывается за занавесом, закованный в цепи и погруженный в громадную колбу, до краев наполненную водой. Когда на манеже появляется шоу-балет иллюзионного аттракциона (главный балетмейстер – супруга Анатолия Сокола Евгения Садоха).

Красиво – когда акробат Вячеслав Спирин держит горизонтальный баланс, опираясь на голову своего партнера по силовому номеру Станислава Котельникова лишь одной ладонью. Когда разлетаются по манежу яркокрылые попугаи, послушные Антону Садохе, и мелькают шляпы в руках обаятельнейшего жонглера Анара Джабраилова. Когда плавно изгибается в причудливом танце под куполом цирка воздушный гимнаст Антон Михеев, с первой секунды завораживающий зрителей полетом без страховки с вращающимся мячом: трюки юный, но уже признанный артист оттачивал несколько лет. 

Наконец, когда взлетает с унизанной стразами «парадной» перчатки хозяина сокол Гора и делает круг по залу, широко раскинув пестрые крылья.

Послевкусие таково: вы просто обречены разгадывать фокусы по дороге из цирка. Как сами по себе крутились эти обручи? Как в столь маленьком кувшине могли поместиться две девушки? Как возможно заставить человека левитировать в воздухе? Спрашивать у иллюзионистов об этом бесполезно, более того – неэтично. «Трюки создаются годами, а разгадываются за считанные секунды, – говорит Сокол. – Секреты привлекают!» Он прав: после шоу ты продолжаешь ломать голову как минимум весь оставшийся вечер.

Великолепная находка режиссеров программы – заслуженный артист России Андрей Иванов в роли шпрехшталмейстера. Он так готовит зал к выходу артистов, что когда те появляются в манеже (к слову, костюмы на них такие, что в них не зазорно было бы появиться на балу у кэролловской королевы), публика уже аплодирует им изо всех сил. До этого успевая аплодисментами поблагодарить и тех, кто обычно работает «за кадром»: униформистов, осветителей, звукорежиссера, инженеров, оркестр. Это очень правильно и не очень привычно, а потому предложение ведущего воспринимается с радостью и охотой. В течение всей программы Андрей Иванов живо, но очень тактично общается с залом, даря публике особый контакт с артистом.

Фонтан заслуживает отдельного абзаца. Он один из главных героев шоу, вырастающий из ниоткуда и тянущий свои струи высоко под купол цирка. Его триумфальное финальное выступление сопровождают световые и звуковые спецэффекты, и весь цирк погружается в легкое эксцентричное безумие. После программы инженеры «приручают» фонтан – теперь каждый желающий может сфотографироваться в центре буйства водной стихии. 

Летающие шляпы, мячи и люди, энергичные репризы веселого коверного Владимира Чуры, древесный дикобраз и благородный сокол, огонь, вода и парад иллюзий – вы еще успеваете увидеть это сами, в Омске.

e-mail: magicsokol@mail.ru
Проект Анатолия Сокола © 2020