Впервые в истории цирка – «Левитация на трех фонтанах»
Если цирк – это всегда и праздник и тайна, то самая таинственная цирковая профессия – фокусник. Так пишет Игорь Кио в своих мемуарах «Иллюзии без иллюзий». Еще 20-30 лет назад было невозможно представить манеж без магических трюков и фокусов. Кто бы мог подумать, что в XXI веке иллюзия станет исчезающим жанром.
О своем видении цирковых постановок в жанре иллюзии и работе над новыми трюками рассказал потомственный иллюзионист заслуженный артист России Анатолий Сокол.
-Жанр иллюзии в цирке близок к жанру фантастики в литературе, оба предвосхищают открытия в науке и технике. Иллюзионный аттракцион Вашего деда, заслуженного артистаРСФСРАнатолияГригорьевичаСокола (Садоха) «Чудеса без чудес» (1953 год) вошел в историю мирового цирка, предвосхитив появление микроволновой печи и сотовой связи. Складывается впечатление, что ученые внимательно следят за разработками Вашей династии…
- Здесь все взаимосвязано (смеется). Всегда в цирке присутствовали фокусы, иллюзии, целые шоу выстраивали на основе иллюзионных аттракционов. Посмотрите иллюзионные фильмы «Престиж» и «Иллюзия обмана». Они пользуются популярностью у зрителя, значит, людям нравится этот жанр.
В «Союзгосцирке» было около 10 иллюзионных аттракционов, и все они собирали полные залы. Да, действительно, мой дед сделал аттракцион «Чудеса без чудес», где были трюки, основанные на новейших научных разработках тех лет. Тогда еще не было микроволновых печей, а мой дедушка на глазах изумлённой публики над холодильником жарил яичницу. Конечно, холодильник на самом деле был чистой воды обманом, именно оттуда излучались микроволновые волны, которые в конечном итоге нагревали яичницу. Еще остались фотографии, как по деревянному столу передвигаются металлические вилки и ложки. Этот трюк потом заимствовали в фильме «Человек-невидимка», вышедшем на экраны в 1984 году). Еще один трюк, который делал Анатолий Григорьевич Сокол, а потом и папа: брали обычный телефон с дисковым номеронабирателем, ходили по залу и любой зритель мог позвонить с этого аппарата домой. Это, можно сказать, был предшественник сотовой связи, только небольших размеров.
В нашем аттракционе, по традиции, мы разрабатываем трюки на основе научных, технических достижений. Точно так же, как мои дедушка и папа, приступая к разработке новых трюков, номеров, мы постоянно связываемся с учеными, инженерами, ведем большую техническую работу, делаем эксклюзивные аппараты.
- Как проходит выбор новых номеров?
- Сначала рождается идея. Вот, скажем, была у меня задумка сделать трюк с водой, с цепями. Потом подумал, что аквариум какой-то нужен, реквизит надо разрабатывать. Уникальный аквариум создавали на заводе оргстекла "Аквасервис" вместе с директором Лещуком Сергеем Владимировичем целый год, и еще год репетировали, потому что трюк сложный. Сейчас отрабатываем новый трюк, можно сказать, целую постановку – «Левитация на трех фонтанах». Такого ещё не было в мировой иллюзии! Мы в Перми выпустили этот трюк, еще сырой, без музыки, практически без определенной постановки света даже, чтобы проверить, как реагирует публика. И то был такой ажиотаж! Сейчас только дописали музыку с композитором Денисом Гарнизовым, в Санкт-Петербург, где мы сейчас работаем в Цирке Чинизелли на Фонтанке.
- Как Вы думаете, какое будущее ожидает иллюзию в цирке?
- Думаю, что иллюзионисты будут делать новые аттракционы, а не покупать готовые трюки за рубежом и, конечно же, делать профессиональные постановки. Хорошей рекламой при плохом шоу зрителя сейчас не обманешь. Сейчас время новых технологий, столько можно всего сделать, но не все подходит для цирка. Вот, например, используя голограмму, можно одновременно оказаться в двух местах. И что дальше? Размышляю в этом направлении, но пока не вижу, какой номер можно сделать, применяя этот эффект. Сегодня мне кажется, что в программе должны быть разные жанры и стили, должно быть много динамики, света, музыки, иначе зритель может заснуть. Когда мы делаем новые трюки и спецэффекты, мы хотим добиться того, чтобы они нравились людям. Красоту, интригу сюжета еще никто не отменял! Так что у иллюзии есть будущее. И это – не иллюзии!
Кстати сказать, цирковые площадки тоже должны быть готовы технически к приему таких программ. В России до сих пор есть ряд цирков, где освещение еще 30-40-летней давности. Мы работали в Большом Санкт-Петербургском цирке четыре года назад и тогда не смогли закрепить подвеску
на куполе, поскольку максимум было можно крепить три тонны, а сейчас после проведенной реконструкции – 30 тонн!